Постановление НБУ № 195 от 04.06.2013г.

Рекомендации по применению.

Шаг вперед – два шага назад

Принятием Постановления № 195 от 04.06.2013г. Национальный банк Украины отменил действие своего Постановления № 493 со всеми последующими изменениями и дополнениями к нему,  и ввел в действие новые «Правила по организации защиты помещений банков Украины».

Постановление изобилует множеством новых терминов, составлено достаточно сложно. Поэтому, специалисты ООО «Банкспецзахист», используя свой многолетний  опыт  практической работы по технической укрепленности банков, предлагают свои комментарии с целью наиболее эффективной реализации соответствующих требований НБУ.

За последние годы мы все были свидетелями постепенного, но очень целенаправленного ужесточения требований Национального банка к обеспечению безопасности кассовых работников. Последнее, уже отменное,  Постановление № 493, в очень жесткой форме предписывало необходимость установки пулестойких ограждающих конструкций рабочих мест кассиров, сертифицированных по ДСТУ 4546 и ДСТУ 4547. Единственным случаем, в котором допускался отказ от установки защитных конструкций, было использование АТМ-систем, в которых деньги защищены сертифицированным АТМ-сейфом и обрабатываются в автоматическом режиме. Также автоматически формируется необходимая к выдаче сумма. Ни клиент, ни кассир не имеют доступа к деньгам.

Альтернативность выбора между защитными конструкциями и АТМ-системами  сохранилась и во вновь принятом Постановлении № 195, но  с несколькими существенными оговорками.

Во-первых, банкам, расположенным в сельской местности, в которых сумма ценностей составляет менее 20 минимальных зарплат, разрешили самостоятельно определять необходимость защиты рабочих мест кассиров.

Во-вторых, в Постановлении вводится  новое определение АТМ-системы, которая, с точки зрения НБУ, может быть автоматической, автоматизированной и полуавтоматизированной.

Далее регулятор приводит собственные, для целей данного Постановления,  определения и примеры трех выше указанных видов АТМ-систем.  И вот тут уже требуется более тщательный анализ, т.к. от этого зависит принятие решения о способе защиты рабочих мест кассиров.

В Государственном стандарте Украины ДСТУ 4012-1 приводится определение автоматической кассовой машины (АТМ) и АТМ-системы. Цитируем:

 п. 3.19 автоматична касова машина; АТМ (Automatic Teller Machine) – засіб для зберігання та АВТОМАТИЧНОГО видавання готівки та/або цінностей, який також може прийняти та зберігати вклади в готівці  та/або цінностях.

 п. 3.20 АТМ-системи (ATM-System) – конструкція з вузлів, які забезпечують функціонування АТМ і уможливлюють захист готівки та/або цінностей, розміщених у середині АТМ-сейфа”.

И на этом точка. Никаких „автоматизированных”,  и тем более - „полуавтоматизированных” АТМ-систем Государственный Стандарт не предусматривает. Что и логично, т.к. АТМ – это аббревиатура АВТОМАТИЧЕСКОЙ кассовой машины. Давайте попробуем произнести вслух, без сокращений,  фразу: «полуавтоматизированная автоматическая кассовая машина». Звучит непонятно.

Вводя новые определения, регулятор существенно расширил возможности банков по самостоятельному принятию решений о способе защиты кассовых узлов. При этом, даже если отвлечься от оценки правомерности изменения формулировок Государственного Стандарта в ведомственном Постановлении, возникает вопрос о способности «полуавтоматизированных АТМ-систем» обеспечить реальную защиту. Принципиальным моментом также является понимание кого, и что мы защищаем – кассира, ценности на рабочем месте или и то и другое.

 

Скупой платит дважды

Переложив принятие решения на банковские подразделения, НБУ поставил их перед выбором, каким образом обеспечить реальную защиту объекта. Расплывчатое определение «полуавтоматизированной АТМ-системы» позволяет подвести под данное понятие большое множество видов оборудования. Частично возможные варианты указаны в Постановлении в качестве примера - Роллер Кеш  и темпокассы, а слово «тощо» (и т.д.) в конце предложения дает волю свободному выбору.

Поэтому, кажется разумным, применить к возможным «претендентам» на роль «полуавтоматизированной АТМ-системы» конструктивные требования, которые НБУ ввел в определения «Роллер Кеш» и  «Темпокасса»:

во-первых, оба эти устройства должны обеспечивать «покупюрное хранение ценностей». Учитывая то, что одна только гривня, не считая других валют, имеет 9 номиналов, далеко не всякая темпокасса (а точнее сказать – мы не знаем какая) подойдет для оборудования рабочего места;

во-вторых, в обоих определениях указано, что устройство позволяет формировать необходимую для выдачи сумму с задержкой во времени;

в-третьих, Национальный банк требует автоматически заблокировать работу по обслуживанию клиентов в случае превышения лимита хранимых ценностей, установленного для конкретного вида защитного оборудования. Опять же, на сегодняшний день мы не имеем информации о темпокассах, которые имеют подобную опцию в работе.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что Национальный банк, введя очень широкое определение «полуавтоматизированной АТМ-системы» отнюдь не имел ввиду использование в ее  качестве недорогих темпокасс, обычных сейфов или кеш-боксов.

 

Что делать?

Прежде всего, необходимо определиться с объектом защиты.

Пулестойкие конструкции обеспечивают защиту и ценностей, и персонала. Имея перед собой бронированную перегородку, кассир может, не опасаясь за свою жизнь, нажать тревожную кнопку и дождаться приезда милиции.  Да и самим преступникам не резон предпринимать действия, заранее обреченные на провал.

«Автоматические и автоматизированные АТМ-системы», в случае наличия в них АТМ-сейфа обеспечивают высокий уровень защиты ценностей и низкий уровень защиты персонала – вряд ли кассир под прицелом пистолета сможет воспользоваться тревожной кнопкой, параллельно объясняя преступнику, что у него нет доступа к деньгам. Возможно, нападающий не поверит и просто пристрелит неуступчивого кассира.

 «Полуаввтоматизированные АТМ-системы» существенно замедляют обслуживание клиентов из-за наличия задержки времени при формировании суммы для выдачи. При этом, относительно дорогие варианты (например, Роллер Кеш) обеспечивают высокий уровень защиты ценностей, и,  также, как другие типы АТМ-систем – слабую защиту персонала. Относительно дешевые варианты (например, темпокассы) – самостоятельно не обеспечивают ни защиту людей, ни ценностей.

В западных банках темпокассы действительно применяются для оборудования открытых рабочих мест, однако, в качестве дополнительных устройств при настоящей АТМ-системе – электронном кассире. Кроме того, необходимо учесть, что применение электронных кассиров за рубежом имеет массовый характер, о чем знают все, в том числе и преступники. Т.к. в большинстве наших банков подобное оборудование не используется из-за высокой стоимости , то трудно ожидать, что преступник, держащий в руках оружие, знает о существовании подобной техники, и что он поверит в невозможность доступа к деньгам со стороны кассира.

Еще один вопрос, который требует отдельного комментария. Согласно определения АТМ-системы, приведенного в Государственном стандарте ДСТУ 4012-1, АТМ-сейф всегда является ее частью. Он подлежит испытаниям с возможностью последующей сертификации на соответствие определенному классу.

В Государственном стандарте приводится пример АТМ-системы:

 

В то же время, в Постановлении указывается необходимость комплектации АТМ-системы сертифицированным сейфом только в случае использования его для хранения ценностей в нерабочее время.  При этом не совсем понятно, в какой части АТМ-системы ценности находятся в рабочее время.

Нам кажется, что данное разночтение следует трактовать в сторону общегосударственного норматива – это более правомерно и реально обеспечивает сохранность ценностей в случае попытки ограбления.

 

Как жить во времена перемен?

Начинаяя с 2007 года Национальный банк Украины во всех своих постановлениях  указывал на необходимость оборудования рабочих мест кассиров защитными пулестойкими конструкциями, сертифицированными на соответствие ДСТУ 4546 и ДСТУ 4547.  В отдельные промежутки времени разрешались альтернативные технические и организационные решения - установка ударостойких защитных конструкций по ДСТУ EN 1627, ДСТУ EN 356 или страхование 100% ценностей. Но после очередных кровавых событий НБУ неизменно ужесточал свои же постановления – происходила переоценка в сторону защиты персонала от огнестрельного оружия.

Не желая быть свидетелями новых жерств вооруженных ограблений, нам кажется, что при выполнении требований Постановления № 195 от 04.06.2013г., значительно правильнее и экомически целесообразнее изначально защитить кассиров пулестойкими конструкциями, чем приобретать дорогую технику, а затем, после очередного ужесточения нормативной базы, понести повторные затраты. При этом следует учитывать, что, в любом случае, ответственность за безопасность объекта несет руководитель банковского учреждения, которому, не дай бог, что случится, будет очень сложно объяснить Прокуратуре, почему он из всех возможных вариантов защиты объекта выбрал тот, который не обеспечил безопасность людей.